Неподалеку от израильтян, восстанавливающих храм, жили самаряне. Этот народ произошел в результате смешанных браков израильтян, оставшихся в Самарии и Галилеи, с языческими колонистами из Ассирии. Позднее самаряне стали претендовать на то, что они служат истинному Богу, но в действительности в своем сердце и жизни они оставались язычниками. Правда, они утверждали, что идолы служили им только для того, чтобы напоминать им о живом Боге, Властелине Вселенной, однако на самом деле имели склонность к идолослужению.
За время восстановления храма самаряне стали известны как "враги Иуды и Вениамина". Услышав, "что возвратившиеся из плена строят храм Господу, Богу Израилеву, пришли они к Зоро-вавелю и к главам поколений" и выразили готовность вместе с ними продолжать строительство. "Будем и мы строить с вами, - предложили они, - потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда". Но им было отказано. "Не строить вам вместе с нами, дом нашему Богу, - ответили главы израильского народа, - мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам Кир, царь Персидский" (Езд. 4:1-3).
Только избранный остаток возвратился из Вавилона, и теперь, когда они принялись, как им показалось сначала, за непосильную работу, пришли их ближайшие соседи и предложили свою помощь. Самаряне сослались на свое служение истинному Богу и выразили желание разделить вместе с ними преимущества и благословения, связанные со служением в храме. "Мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему", - заявили они. - "Будем и мы строить с вами". Но если бы иудейские начальники приняли эту помощь, они открыли бы дверь язычеству. Они заметили неискренность самарян. Они поняли, что предложенная помощь - ничто в сравнении с теми благословениями, которые можно получить, следуя заповедям Господа .
По поводу взаимоотношений израильтян с окружающими народами Господь через Моисея повелел: "Не вступай с ними в союз и не щади их. И не вступай с ними в родство... ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя". "Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" (Втор. 7:2-4; 14:2).
Последствия вступления в союз с окружающими народами были предсказаны весьма определенно. "И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, - объявил Моисей народу, - и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души. Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей. От трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: "о, если бы пришел вечер!" а вечером скажешь: "о если бы наступило утро!" (Втор.28:64-67). "Но когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, - было обетование, - то найдешь Его, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душею твоею" (Втор. 4:29).
Зоровавель и его помощники знали эти и многие другие подобные писания и в недавнем плену неоднократно убеждались в их исполнении. Теперь, раскаявшись во всех грехах, навлекших на них и их отцов суды Божьи, предсказанные Моисеем, и всем сердцем обратившись к Богу и возобновив завет с Ним, они получили разрешение возвратиться в Иудею, чтобы восстановить разрушенное. Разве могут они теперь, в самом начале своего предприятия, заключить союз с язычниками?
"Не вступай с ними в союз", - сказал Бог, и те, кто недавно посвятил себя на служение Богу у жертвенника, сооруженного перед развалинами прежнего храма, понимали, что между Его народом и миром должна быть проведена четкая разграничивающая линия. Они отказались заключить союз с теми, кто хотя и был знаком с требованиями закона Божьего, но не повиновался им.
Народ Божий до конца времени должен придерживаться принципов, изложенных во Второзаконии для наставления Израиля. Истинное благоденствие зависит от того, насколько крепка связь завета с Богом. Мы не можем жертвовать нашими принципами, вступая в союз с теми, кто не боится Бога.
Существует постоянная опасность того, что люди, называющие себя христианами, решат уподобиться миру, чтобы иметь влияние на него. Уподобление миру может показаться многообещающим, но оно неизменно ведет к духовному упадку. Народ Божий не должен поддаваться даже малейшему влиянию, с помощью которого враг истины стремится завладеть нашей душой. Нельзя забывать, что мы - только пришельцы и странники в этом мире, идущие путем, полным опасностей. Мы не должны обращать никакого внимания на искусные приманки и заманчивые обольщения, уводящие нас от истины.
Открытые и явные враги дела Божьего - не самая главная опасность. Те, кто подобно противникам Иуды и Вениамина приходит со сладкими речами и красивыми словами и пытается завязать дружеские отношения с детьми Божьими, обладают большей силой обольщения. Каждая душа должна уметь противостоять таким людям, чтобы каким-либо образом не попасть в хитро замаскированную сеть. Особенно в наше время, когда мы с каждым днем приближаемся к концу истории мира. Господь требует, чтобы Его дети сохраняли неусыпную бдительность. Но так как эта борьба непрерывна, то Господь никого не оставит сражаться в одиночку. Ангелы помогают защищать тех, кто смиренно ходит перед Богом. Никогда наш Господь не предаст верных Ему. Когда Его дети ищут у Него защиты от зла, Он с жалостью и любовью поднимает над ними Свое знамя и выступает против врага. Не прикасайся к ним, говорит Он, ибо они Мои; Я начертал их на дланях Моих.
Не зная устали, самаряне стали "ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении. И подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира, царя Персидского, и до царствования Дария, царя Персидского" (Езд. 4:4, 5). Лживыми доносами они вызывали подозрения у тех, кто с легкостью этому поддавался. Но постепенно силы тьмы были обузданы, и иудейский народ имел возможность продолжать свою работу.
Когда сатана старался повлиять на верховную власть Мидо-Персидского царства, чтобы вызвать нерасположение к народу Божьему, ангелы встали на защиту изгнанников. К этому сражению проявило интерес все Небо. Благодаря пророку Даниилу мы имеем некоторое представление о той великой борьбе, которая происходит между силами добра и зла. В течение трех недель Гавриил боролся с силами тьмы, пытаясь противодействовать влиянию, оказываемому на Кира злыми ангелами, и в конце концов Сам Христос пришел ему на помощь. "Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских" (Дан. 10:13). Небо сделало все, что только можно было сделать в интересах народа Божьего. Наконец победа была одержана, а силы врага остановлены во все дни Кира и его сына Камбиза, который царствовал примерно семь с половиною лет.
Это было время исключительных возможностей для иудеев. Самые могущественные ангелы умягчали сердца царей, а народ Божий должен был неустанно трудиться и тем самым исполнить указ Кира. Нельзя было упустить ни единого случая, помогающего ускорить работу по восстановлению храма и служения в нем, а также своих домов. Но в те дни, когда Господь действовал, многие сидели сложа руки. Наступление врагов было решительным и сильным, и постепенно строители упали духом. Некоторые не могли забыть сцену, происшедшую при закладке основания храма, когда часть народа выразила неверие в успех дела. После того как самаряне осмелели, немало иудеев засомневалось в том, пришло ли время восстанавливать храм. Подобные настроения вскоре широко распространились. Многие рабочие, разочарованные и упавшие духом, возвратились домой, чтобы заняться повседневными делами.
В годы царствования Камбиза восстановление храма продвигалось медленно. А когда царствовал Лже-Смердис (названный Артаксерксом в Езд. 4:7), самаряне уговорили беспринципного самозванца издать указ, запрещающий иудеям строить храм и город.
Больше года храм оставался в запустении и был почти забыт. Люди в повседневных хлопотах старались достичь материального благополучия, но их положение было жалким. Трудились они много, но безуспешно. Казалось, сама природа восставала против них. Они бросили храм в запустении, и Господь послал на их поля опустошительную засуху. Ранее в знак Своей любви к ним Бог одарил их плодами полей и садов, давая хлеб, вино и елей, но поскольку они эгоистично пользовались всем этим, то эти благословения были у них отняты.
Таково было положение в ранний период царствования Дария Истапского. Как духовно, так и материально израильтяне находились в самом плачевном состоянии. Так долго они роптали и сомневались, так долго на первое место в жизни ставили личные интересы, в то время как храм Господень оставался в развалинах, что многие забыли о намерении Божьем обосновать их в Иудее. Такие люди говорили: "Не пришло еще время, не время - строить дом Господень" (Агг. 1:2).
Но даже в этот мрачный час те, кто полагался на Бога, не были оставлены без надежды. Чтобы вывести народ из кризиса, были призваны пророки Аггей и Захария. Взволнованно изложили эти вестники народу причину столь бедственного его положения. Пророки заявили, что люди не могут обрести материального благополучия, потому что не ставят на первое место интересы Божьи. Если бы израильтяне почтили Бога, если бы они проявили должное уважение и учтивость, в первую очередь позаботившись о восстановлении Его дома, тогда бы Он пребывал среди них и благословлял их.
К разочарованным Аггей обратился с испытующим вопросом:
"А вам самим время - жить в домах ваших украшенных, тогда как Дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши". Почему вы сделали столько мало? Почему вы так усердно заботитесь о своих домах, и так мало уделяете внимания строительству дома Господня? Где ваше былое рвение, с которым вы взялись за восстановление храма? Что вы приобрели, работая на себя? Стремясь избежать нужды, вы пренебрегли храмом Божьим, но именно это пренебрежение навлекло на вас то, чего вы опасались. "Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька" (Агг. 1:4-6).
И затем словами, которые они уже никак не могли не понять, Господь указал им на причину их бедности "Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею За что? говорит Господь Саваоф за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека и на скот и на всякий ручной труд" (стихи 9-11).
"Обратите сердце ваши на пути ваши, - призывает Господь, - взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь" (стихи 7,8).
Начальники и израильский народ всем сердцем восприняли советы и обличения, прозвучавшие из уст пророка Аггея. Они чувствовали, что Бог принимал самое живое участие в их судьбе. Они не осмелились пренебречь неоднократными наставлениями, посланными им, и отрицать, что их земное и духовное благополучие зависит от верного послушания Божьим заповедям. Воодушевленные предостережениями пророка, Зоровавель "и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ" послушались "гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка" (стих 12)
Как только Израиль выразил готовность повиноваться, сразу же за словами обличения последовали слова ободрения: "Тогда Аггей... сказал к народу. "Я с вами: говорит Господь! И возбудил Господь дух Зоровавеля... и дух Иисуса... и дух всего остатка народа, - и они пришли и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего" (стихи 13, 14).
Не прошло и месяца после возобновления строительства храма, как рабочие получили другую утешительную весть. "Ободрись ныне, Зоровавель! - Сам Господь призывал его через пророка, - ободрись, Иисус... ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф" (Агг. 2:4).
Израилю, расположившемуся станом у горы Синай, Господь сказал: "И буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом И узнают, что Я Господь, Бог их, который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их" (Исх. 29:45, 46) И теперь, невзирая на то, что они "возмутились и огорчили Святого Духа Его" (Ис. 63.10), Бог еще раз через Своего пророка протягивал им руку для спасения. В знак того, что они вступали в сотрудничество с Ним, Он возобновил Свой завет с ними, и обещал, что Дух Его будет пребывать среди них, и повелел. "Не бойтесь!"
Обращаясь к Своим детям сегодня, Господь говорит: "Ободритесь... и производите работы; ибо Я с вами". Христианин всегда имеет сильного помощника в лице Бога. Нам может быть неизвестно, какими путями Бог помогает нам, но мы должны знать следующее- Он никогда не оставит тех, кто полагается на Него. Если бы христиане могли видеть, сколько раз Господь выравнивал их жизненную дорогу, чтобы тем самым сокрушить замыслы врага, тогда бы они не спотыкались и не роптали. Их вера покоилась бы на Боге, и никакое испытание их бы не сразило. Они признали бы Его своей мудростью и крепостью, и Он смог бы осуществить через них Свои планы и намерения.
Сердечные увещевания и ободрительные слова Аггея особо подчеркнул и дополнил Захария, посланный Богом, чтобы поддержать Аггея и призвать Израиль исполнить повеление о вое становлении храма. Первая весть Захарии содержала заверение, что слово Божье никогда не останется неисполненным, и обетование о благословении тех, кто внимает вернейшему пророческому слову.
Несмотря на то, что нивы выгорели, запасы продовольствия быстро истощались, а сами израильтяне находились в недружественном окружении, они тем не менее откликнулись на призывы Божьих посланников и усердно трудились над восстановлением разрушенного храма. Эта работа требовала непоколебимой веры в Бога. В то время как народ продолжал добросовестно работать и стремился возродить Божью благодать в сердце и жизни, Бог посылал им через пророка Аггея и Захарию весть за вестью, заверяя, что их вера будет щедро вознаграждена и что слово Божье о будущей славе храма, стены которого они восстанавливали, не окажется тщетным. В этом самом храме, когда настанет время, будет стоять Тот, Кого все народы ждут как Учителя и Спасителя человечества.
Таким образом, строители не были оставлены одни, "были с ними пророки Божьи, подкреплявшие их", и сам Господь Саваоф сказал: "Ободритесь.. и производите работы; ибо Я с вами" (Езд 5:2, Агг. 2:4)
Когда народ раскаялся и с верой был готов двигаться вперед, они получили обетование по поводу их материального благополучия. "От сего дня, - сказал Господь, - Я благословлю их" (Агг. 2:19).
Зоровавелю, их начальнику, так сурово испытанному на протяжении всех лет, начиная со времени возвращения из Вавилона, было послано драгоценнейшее обетование. Наступает день, сказал Господь, когда все враги Его избранного народа падут. "В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель... раб Мой... и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя" (стих 23). Теперь глава Израиля понял, зачем провидение вело его путем растерянности и разочарований. Во всем этом он увидел промысел Божий.
Эти слова, обращенные лично к Зоровавелю, были записаны в Священном Писании как ободрение для детей Божьих всех веков. Посылая испытание Своим детям. Бог преследует определенную цель. Он ведет их таким путем, какой бы они избрали сами, если бы могли с самого начала видеть, куда этот путь ведет, и тот величественный замысел, который они призваны исполнить. Все испытания и трудности Господь посылает, чтобы сделать их сильными для служения Ему и готовыми страдать за Него.
Слова Аггея и Захарии побудили народ подняться и всеми силами взяться за восстановление храма, но во время работы они имели много неприятностей от самарян и других, чинивших им всевозможные препятствия. Однажды областеначальники Мидо-Персидского царства посетили Иерусалим и спросили их, кто разрешил им производить восстановительные работы. Если бы в то время иудеи не полагались на водительство Господа, этот вопрос оказался бы гибельным для них. "Но око Бога их было над старейшинами Иудейскими; и те не возбраняли им, доколе дело не отправили к Дарию" (Езд. 5:5). Областеначальникам был дан такой мудрый ответ, что те решили написать письмо Дарию Истапскому, царю Мидо-Персов, и обратить его внимание на подлинный указ Кира, который повелел восстановить дом Божий в Иерусалиме и все расходы оплатить из царской казны.
Дарий искал этот указ и, найдя его, повелел разрешить продолжать работы по восстановлению храма. "Не останавливайте работы при сем доме Божьем, - повелел он, -пусть Иудейский областеначальник и Иудейские старейшины строят сей дом Божий на месте его.
"И от меня, - продолжал Дарий, - дается повеление о том, чем вы должны содействовать старейшинам тем Иудейским в построении того дома Божия, и именно: из имущества царского - из заречной подати - намедленно берите и давайте тем людям, чтобы работа не останавливалась; и сколько нужно - тельцов ли, или овнов и агнцев, на всесожжения Богу небесному, также пшеницы, соли, вина и масла, как скажут священники Иерусалимские, пусть будет выдаваемо им изо дня в день без задержки, чтоб они приносили жертву приятную Богу небесному и молились о жизни царя и сыновей его" (Езд 6:7-10).
Далее царь постановил, что тот, кто изменит что-либо в изданном им указе, будет сурово наказан. Указ завершило следующее примечательное утверждение: "И Бог, Которого имя там обитает, да низложит всякого царя и народ, который простер бы руку свою, чтоб изменить cue ко вреду этого дома Божия в Иерусалиме. Я, Дарий, дал это повеление; да будет оно в точности исполняемо" (Езд. 6:12). Вот каким образом Господь приготовил путь для завершения строительства храма.
На протяжении нескольких месяцев до этого указа израильтяне с верой продолжали работать, и время от времени пророки Божьи укрепляли их вестями, раскрывающими Божественные намерения об Израиле. Спустя два месяца они получили последнюю записанную весть Аггея, а Захарии было дано несколько видений насчет работы Божьей на земле. Эти вести в виде притч и символов явились во время тяжелых переживаний и тревог и имели особенное значение для мужей, работавших во имя Бога Израилева. Начальникам казалось, что выданное им разрешение строить храм будет скоро отнято, и им снова представлялось мрачное будущее. Бог видел, что народ необходимо поддержать и ободрить откровением Его безграничной любви и сострадания.
В видении Захария услышал, как ангел Господень спрашивал:
"Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые ты гневаешься вот уже семьдесят лет?" Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, - говорит Захария, - изрек Господь слова благие, слова утешительные.
И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великою; и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо когда Я мало прогневался, они усилили зло. Посему так говорит Господь: Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой, говорит Господь Саваоф, и землемерная вервь протянется по Иерусалиму" (Зах. 1:12-16).
Пророку было повелено предсказать "Так говорит Господь Саваоф снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим" (Зах. 1:17).
Затем Захария увидел силы, их символизировали четыре рога, которые "разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим". Сразу же после этого он увидел четырех рабочих, обозначавших орудие Божье, употребляемое Им для возрождения Его народа и восстановления дома для служения Ему (см. стихи 18-21).
"И снова я поднял глаза мои, - говорит Захария, - и увидел вот муж, у которого в руке - землемерная вервь. Я спросил куда ты идешь? И он сказал мне измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его. И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему. И сказал он этому иди скорее, скажи этому юноше. Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него" (Зах. 2:1-5).
Бог повелел, чтобы Иерусалим был восстановлен, видение об измерении города являлось уверением в том, что Он пошлет утешение и силу измученным детям и осуществит обетования Своего вечного завета. Моя защита, сказал Он, будет подобна "огненной стене вокруг их" и через них Моя слава будет открыта всем сынам человеческим. То, что Он совершает для Своего народа, должно стать известным всей земле. "Веселись и радуйся, жительница Сиона ибо велик посреди тебя Святый Израилев" (Ис 12 6).
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
кто такие "Иеговы". Откройте глаза - источник Справочник
По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского,
Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ
2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы
матрицы
"Экология духа, оккультизм и язычество"
"Новый Акрополь"
"Церковь Адамитов"
"Белое Братство"
"Международный центр космического сознания"
Группы славянского язычества: группа Доброслава
"Экология сознания"
"Движение Грааля"
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация "Колыбель Сибири"
Центр йоги "Крылья совершенства"
"Семья Детей Бога"
"Ошмарий-Чимарий"
"Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
"Рэйки"
"Энерсенс"
Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Группа В.Столбуна
"Троянова тропа"
"Церковь Последнего Завета"
"Международный эзотерический центр "Vita"
Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж"
Группа О.Андреева
Храм "Шеол"
Группа Марии де Эльфана
"Белая экология"
"Стрелы Урилы"
"Удмурт Вось"
Некоторые группы нейролингвистического
программирования
"Школа Диворга"
"Тетрада"
"Орден Храма Солнца"
Центр "Единение"
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения "Всеволод"
"Академия Золотова"
3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной
ориентации
"Ананда Марга"
"АУМ Синрике"
"Радха Соами Сатсангх"
"Брахма Кумарис"
Последователи Бабаджи
"Бахай"
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Культ Шри Чинмоя
"Международное Общество Сознания Кришны"
"Миссия Божественного Света"
Культ Раджниша (Ошо)
Центр "Униведа"
"Сахаджа-йога"
Культ Сатьи Саи Бабы
"Трансцендентальная медитация"
Тантрические секты: "Тантра-Сангха"
Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
"Тоицу Кекай"
"Восточный Дом"
"Белый лотос"
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр "Ананда"
4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации
"Богородичный Центр"
"Свидетели Иеговы"
"Церковь Объединения"
"Церковь Откровения"
"Церковь Христа" (Бостонское движение)
"Семья"
"Ревнители истинного благочестия"
Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов
5. Коммерческие культы: "Гербалайф"
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ,
тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя
деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся
в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц
(руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над
сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния
неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и
лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и
зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания
своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления
полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений
профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью,
что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и
отражено в целом ряде авторитетных документов, например:
· Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996
г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею
свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого
подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми
сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации...
широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении
психического и физического ущерба адептам";
· Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с
религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что
разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и
безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви";
· Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных
религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28,
1996 г.);
· Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об
отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" :
"Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность
и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и
его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы
гипнотического воздействия на психику человека" ……
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и
"тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных
движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и
это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то
плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее
влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные
религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только
какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди
всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых
идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы",
"Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над
людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть
религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных
религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них,
называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное
объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких
организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов
В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П.
Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с
идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их
числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего
ребенка
Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности",
"некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п.
предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки -
сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег
(должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную
действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей
стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю,
соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций,
проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч
человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении
конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в
Палате по правам человека Политического консультативного совета при
Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные
и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры
13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195
(количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то
получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных
организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего
делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой
информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской
Православной Церкви.
Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество
деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами
тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое
Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения
регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В
Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано
следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай,
большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью
областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной
области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня
только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не
зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и
направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого
принести не могут
Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций
Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную
конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство
сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис
Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в
том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных
организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом
для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки,
последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным
убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии
отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению
президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о
религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии
В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных
организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их
деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской
(религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил
образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других
областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от
21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях,
входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации,
находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей
запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих
"в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие
деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон
Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным
Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус
"традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по
строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом
президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета
только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской
православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные
законодательные акты.